Оказывем услуги по дистанционному предрейсовому
и послерейсовому медосмотру водителей
Федеральный проект. Работаем по всей России.
Медосмотры онлайн
Оказывем услуги по дистанционному предрейсовому
и послерейсовому медосмотру водителей
Федеральный проект. Работаем по всей России.
Статья

Как получить медицинскую лицензию на проведение медосмотров водителей

Организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузовой, легковой транспорт, электротранспорт и автобусы, согласно требованиям Приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 обязаны оформлять путевые листы на водителей. Одним из основных реквизитов путевого листа является отметка о прохождении предрейсового и послерейсового осмотра водителя. Ставить её обязан медработник, деятельность которого строго лицензирована для проведения медосмотров.

Зачем нужна лицензия ?

Требование к обязательному проведению медосмотра водителя транспорта устанавливается законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Многие руководители компаний ошибочно считают, что медосмотр могут проводить в отдельном помещении (или даже без него!) прошедшие соответствующее обучение штатные фельдшеры, врачи или медсестры. Но это не так!
Медицинская деятельность в части предрейсовых и послерейсовых медосмотров входит в перечень услуг, подлежащих обязательному лицензированию. На это прямо указывает постановление Правительства РФ № 291 «О лицензировании медицинской деятельности». Даже если осмотр будет проводиться медиком с соответствующим образованием, его результаты будут недействительными. Это грозит наложением штрафа:

  • для водителя в размере 3 000 рублей;
  • для должностных лиц в размере 5 000 рублей;
  • для юридических лиц в размере 30 000 рублей.
Кроме того, проверка водителей медиком способствует повышению безопасности на дороге, а если не прошедший или имеющий недействительный осмотр водитель спровоцирует ДТП, то все последствия лягут не только на него, но и на руководство компании. Максимальные санкции за это, в зависимости от тяжести последствий, вплоть до лишения компании лицензии на грузо- или пассажироперевозки.

Какие документы нужны для лицензирования

Чтобы оформить лицензию на предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей, потребуется подготовить базовый пакет документов, в который входит:

  • заявление на получение лицензии;
  • диплом об образовании медработника;
  • квитанция об оплате госпошлины (7 500 рублей);
  • свидетельство о регистрации ИП (для индивидуальных предпринимателей) или копия устава, ИНН и ОГРН (для организаций);
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • договор аренды помещения или удостоверяющие право собственности на него документы;
  • план помещения из БТИ;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение о проведённой СЭС проверке помещения.

Из личных документов медработников (в состав кабинета входят 2 штатные единицы: врач и медицинская сестра), помимо диплома по специальности «Лечебное дело», понадобится паспорт и сертификат врача. Также требуется сертификат медицинской сестры. Можно представить копии документов. Обязательно наличие удостоверения, подтверждающего успешно завершённое обучение медика на проведение медосмотра водителей.
Какое помещение необходимо для проведения медосмотров
Чтобы получить лицензию на проведение предрейсовых медосмотров водителей, первоначально нужно организовать выделенное помещение для проведения процедур. К таким помещениям предъявляется ряд требований:

  • минимальная площадь смотровой комнаты — не менее 12 кв. м., манипуляционной — 5–6 кв. м.;
  • площадь комнаты ожидания подбирается из расчёта 0.3 кв. м на одного человека;
  • обязательна комната для хранения вспомогательного инвентаря, размещения шкафов для верхней и рабочей одежды;
  • высота потолков в смотровой и манипуляционной не менее 2,6 м.;
  • в комнатах обязательно должно быть отопление, канализация, холодное и горячее водоснабжение, вытяжная вентиляция;
  • допускается искусственное или естественное освещение кабинета медработника, при этом зона моечной оснащается исключительно искусственным освещением;
  • покрытие стен, пола и потолка должно быть гладким, без дефектов, устойчивым к моющим и дезинфицирующим средствам;
  • недопустимо повреждение или неустойчивость напольного покрытия, швы и стыки должны быть загерметизированы;
  • помещение для работы с пробами оснащается одно- или двухгнёздными раковинами (в зависимости от вида проводимых исследований);
  • зона раковин и сантехнического оборудования должна быть отделана влагостойкими материалами на высоту не менее 1,5 м от пола и по 20 см в стороны от раковин: чаще всего применяется керамическая плитка;
  • кабинет для медицинского осмотра водителей не должен находиться в подвальном или полуподвальном помещении.
Кроме того, обязаны соблюдаться условия по оснащению медкабинета для предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. В обязательный перечень входит:

  • медицинский фонендоскоп;
  • бактерицидный облучатель;
  • термометры;
  • приборы для измерения артериального давления;
  • медицинские анализаторы паров этанола (2 шт.);
  • тест-полоски для выявления наркотических средств в крови.
Невыполнение хоть одного из вышеперечисленных условий по оборудованию и оснащению медицинского кабинета предрейсового и послерейсового медосмотра водителей делает невозможным лицензирование этого вида деятельности.
Пошаговый алгоритм получения лицензии
Чтобы получить медицинскую лицензию на проведение медосмотров водителей, нужно пошагово выполнить все этапы подготовки к процедуре:

  1. Выделить помещение, провести в нём ремонт, оборудовать и оснастить его всем необходимым для проведения медосмотров (согласно требованиям и нормам СанПин).
  2. Собрать полный пакет документов по помещению, организации и медицинскому персоналу.
  3. Подать заявку в СЭС на инспектирование объекта и выдачу санитарно-эпидемиологического заключения. Полученное заключение приложить к общему пакету документов.
  4. Подготовленные документы направить в Росздравнадзор для получения лицензии.
  5. Подготовиться к приезду комиссии из Росздравнадзора с инспекцией объекта.
  6. При соблюдении всех условий получить лицензию на проведение медосмотров водителей, затем можно приступать к работе.
Соискатели, впервые лицензирующие данный вид деятельности, уже на этапе подготовки документов сталкиваются со сложностями. Не говоря уже о подготовке помещения для получения СЭЗ — многие с первого раза не проходят проверку объекта, что затягивает сроки выдачи лицензии. Поэтому организации вынуждены обращаться в компании, содействующие получению лицензии на платной основе.
Сколько стоит получение лицензии и её поддержание
Средняя стоимость медицинской лицензии на проведение медосмотров водителей колеблется в пределах 75–100 тысяч рублей. В эту сумму входит:

  • подготовка документов: 7500–10000 рублей;
  • получение санитарно-эпидемиологического заключения: 35000–65000 рублей;
  • содействие по подбору и оформлению правоотношений с персоналом необходимой квалификации: 10000–18000 рублей за одного сотрудника.
Также в запланированные траты необходимо внести начисление заработной платы медицинскому персоналу, регулярную закупку тест-полосок, дезинфицирующих средств и СИЗ. В среднем, с учётом содержания собственного медицинского кабинета, они составят от 250 до 300 тысяч рублей ежемесячно в зависимости от масштабов организации.

Срок получения лицензии составляет 45 дней, что критично для организаций, уже занимающихся перевозками. Ведь по закону водители не могут выходить в рейс без медицинского осмотра, а остановка деятельности организации на 45 дней равносильна её банкротству. Это вынуждает руководство искать альтернативные пути проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Альтернативные способы проведения медосмотров водителей
Если лицензирование собственного медицинского кабинета для проведения предрейсовых/послерейсовых осмотров не входит в планы руководства организации, оно вправе воспользоваться альтернативным вариантом — заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на медосвидетельствование водителей. Одно из наиболее эффективных решений — это организация дистанционного медицинского осмотра. Работает это по следующей схеме:

7. На территории предприятия устанавливается телематическая станция для проведения медосмотра. Она не требует специализированного помещения и может размещаться вне медицинского кабинета.
8. Сотрудник предприятия с помощью станции самостоятельно снимает физические показатели тела: давление, температуру, уровень этанола в крови и другие.
9. Параллельно медицинским работником удаленно производится идентификация сотрудника и его визуальный осмотр с оценкой физических показателей.
10. При положительном результате выдаётся допуск к работе, подтверждаемый квалифицированной электронной подписью медработника, имеющей одинаковую юридическую силу с «живой» подписью на документе.
Дистанционные круглосуточные медосмотры водителей и персонала полностью легальны и соответствуют всем законодательным нормам:

  • закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;
  • Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».
Удалённый осмотр водителей медицинскими работниками даёт руководству автотранспортной компании ряд преимуществ перед лицензированием собственного кабинета или медосмотрами персонала в медицинском центре:

  • высокая скорость осмотра: на одного сотрудника в среднем уходит не более одной минуты;
  • 100% точность измерения физических показателей обследуемого персонала;
  • возможность организации круглосуточного осмотра водителей 365 дней в году без праздников и выходных;
  • универсальность методики: удалённый медосмотр подойдёт для транспортных компаний и производств, иных занятых в сфере грузо- и пассажироперевозок организаций;
  • не нужно ждать 45 дней для получения лицензии: организовать проведение медицинских осмотров можно в течение нескольких дней;
  • отсутствуют регулярные затраты на поддержание работы собственного медицинского кабинета, не нужно искать и обустраивать специальное помещение;
  • исключён риск получения штрафа за некорректное ведение медицинской документации или отсутствие осмотра водителей и персонала.
Кроме того, удалённый медицинский осмотр обойдётся дешевле, чем организация медосмотра по договору в медицинском центре. Оперативность его проведения позволяет даже на больших предприятиях с десятками водителей провести все нужные проверки без серьёзного увеличения графика рабочего времени.